Штатные частоты Chrome S27 составляют 700/1400 МГц для GPU/памяти соответственно. Но, оказывается, и это не предел. Благодаря качественной системе охлаждения видеопроцессор удалось разогнать до частоты 875 МГц! К сожалению, частота в 900 МГц не покорилась, и уже при загрузке 3DMark'05 по экрану шла рябь и артефакты. Видеопамять удалось разогнать до частоты 1600 МГц, во многом благодаря тому, что использованы микросхемы производства Samsung. Таким образом, итоговый прирост частоты GPU составил 25%, а видеопамяти - 14%.
Предварительные замечания
Перед тем, как мы познакомимся с результатами тестирования, необходимо сделать ряд важных замечаний. Дело в том, что, к сожалению, долгое время видеодрайверы S3 оставляли желать много лучшего. В тестах мы использовали последние доступные на сайте S3 Graphics драйверы версии 15.18.05l, датированные 12-м апреля 2006 года. Ниже вы видите закладку, на которой можно регулировать параметры драйверов для приложений Direct3D
Как видите, набор опций, доступных для регулирования, не такой уж и большой.
А вот закладка для регулировки параметров драйверов для приложений OpenGL. Здесь список опций уместился вообще в 3 строчки. Что интересно, присутствует возможность включения анизотропной фильтрации (вплоть до AF16x), а вот включить сглаживание для приложений OpenGL не получится.
Мы проводили тесты именно при таких установках, которые вы видите на скриншотах. То есть - без включения полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Попытка включить полноэкранное сглаживание в Direct3D привела к катастрофическому падению производительности - в 6 раз, для Half-Life2. Попытка включить сглаживание "ручками" в DOOM3 также не принесла успеха. Падения производительности не было, как не было и какого-либо изменения качества картинки. Наиболее вероятная причина такого поведения видеокарты Chrome S27 в "тяжелых" режимах, как мне кажется - драйверы. Определенно, инженерам S3 Graphics еще есть над чем поработать, хотя и на данный момент сделано уже довольно много. В режиме NO AA/AF видеокарта работала стабильно, без каких-либо артефактов. Поэтому, пока инженеры S3 Graphics колдуют над производительностью в тяжелых графических режимах, мы решили тестировать видеокарту в режиме NO AA/AF.
Тестирование
В сегодняшнем тестировании принимают участие:
- S3 Graphics Chrome S27 - 8 пиксельных конвейеров, 4 вершинных конвейера, штатные частоты - 700/1400 МГц.
- S3 Graphics Chrome S27 - 8 пиксельных конвейеров, 4 вершинных конвейера, частоты в разгоне - 875/1600 МГц.
- GeForce 6600 с видеопамятью DDR2 - число конвейеров 8/3, частоты 350/800 МГц
- Radeon X1300Pro - конвейеров 4/2, частоты 600/800 МГц
- Radeon X1600XT - конвейеров 12/5, частоты 590/1380 МГц
Такой выбор "соперников" может показаться несколько странным. И действительно, на момент написания статьи, стоимость видеокарты Chrome S27, составляла 99$, согласно сайту крупного американского онлайнового магазина www.newegg.com. В то же время, X1600XT стоит примерно 150$, а X1300Pro - примерно 80$. Конечно, по цене здесь было бы более уместно взять для сравнения X1600Pro, но ее к сожалению в момент тестирования не было. Из рассматриваемых сегодня видеокарт, по параметру "цена" ближе всех к Chrome S27 стоит GeForce 6600 DDR2. Ее стоимость как раз находится в районе 100$.
И все же мы оставили именно эти видеокарты для сравнения. Производительность Chrome S27 довольно сильно варьируется от приложения к приложению, поэтому и диапазон сравнения был выбран столь большим. Ну а теперь посмотрим на результаты тестов.
Тестовый стенд
Шина |
PCI-E |
CPU |
|
MB |
|
Memory |
|
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
|
При тестировании использовались драйверы версии NVIDIA 84.21 WHQL, ATI CATALYST 6.4, S3 Graphics 15.18.05l (04/12/2006)
Результаты видеокарт ATI выделены ярко красным цветом, NVIDIA - зеленым, Chrome S27 - желтым. В скобках указаны номинальные частоты, через символ @ - результаты при разгоне.
Как и следовало ожидать, в 3DMark'05 видеокарты выстроились согласно такому параметру, как скорость выполнения шейдеров. Разумеется, лидирует в этом тесте Radeon X1600XT, у которого при его высоких частотах еще и конвейеров целых 12 штук. За ним идет Chrome S27. Что неприятно удивило - результат от разгона Chrome S27 составляет всего лишь 5%, и это при 25% разгоне GPU по частоте, от которого и зависит в основном результат в 3DMark'05, не говоря уже о 15% разгоне по памяти.
В 3DМark'03 результаты Chrome S27 немного, но все же опережают GeForce 6600 DDR2 и X1300Pro. По результатам синтетических тестов можно предположить, что видеокарте Chrome S27 будет довольно тяжело удержаться даже в середине middle-end диапазона, в том смысле, каком его сейчас понимают основные игроки рынка - ATI и NVIDIA. Тем более, что low-end в лице X1300Pro - не так уж и далеко.
Давайте теперь посмотрим, на что способна Chrome S27 в реальных играх.
Вот так сюрприз. Несмотря на очень высокие тактовые частоты и большее количество конвейеров, Chrome S27 в Half-Life 2 проигрывает всем остальным соперникам, включая low-end X1300Pro. И даже разгон не в силах помочь. Похоже, что не все конвейеры "одинаково полезны".
В DOOM3 ситуация несколько получше. Chrome S27 держится вплотную за X1600XT, показывая вполне приличный FPS вплоть до разрешения 1280х1024 включительно. Учитывая, что долгое время у S3 Graphics были проблемы с OpenGL драйверами, результат можно назвать просто превосходным. Такое кардинальное улучшение производительности именно в DOOM3 навело на мысль - "а нет ли каких-то оптимизаций именно под эту игру?". Чтобы проверить эту гипотезу, мы переименовали файл doom3.exe и еще раз прогнали строенный тест demo1. В итоге, в разрешении 1024х768 после переименования мы получили не 55 FPS, а всего лишь 44. То есть - оптимизация конкретно под DOOM3 все-таки есть, но OpenGL драйвер от S3 все же вполне на уровне.
Поскольку F.E.A.R. интенсивно использует шейдеры, а Chrome S27 обладает высокими тактовыми частотами и шейдеры исполняет довольно резво (судя по 3DMark'05), можно было ожидать, что в этой игре Chrome S27 покажет хорошие результаты. Однако не получилось. Результаты Chrome S27 и GeForce 6600 DDR2 практически равны, несмотря на двукратное превосходство Chrome S27 по частотам.
Выводы
Видеокарта Chrome S27 оставляет двоякое впечатление. С одной стороны - невысокая цена, качественное исполнение, хорошая система охлаждения, высокие тактовые частоты и приличная скорость исполнения шейдеров, что позволяется надеяться на хорошую производительность в современных играх. С другой стороны - неэффективное масштабирование производительности по частоте, что может говорить либо о несовершенстве внутренней архитектуры, либо - о несовершенстве драйверов (я бы "предпочел" второй вариант, поскольку остается надежда, что после доработки драйверов высокие частоты Chrome S27 смогут себя проявить с лучшей стороны). Еще один минус Chrome S27, правда, скорее потенциальный - поддержка Shader Model только версии 2.0.
Еще поборемся!
Тем не менее, стоит признать, что при всех своих недостатках, Chrome S27 - вполне работоспособный продукт, пусть он и не может претендовать на high-end, хотя является старшим в линейке. А ведь еще не так давно казалось, что S3 Graphics уже не в состоянии выпустить что-либо работающее. Инженерам компании - большой респект. За их упорство и трудолюбие. Самое интересное, что инженеры S3 Graphics не только не собирались "сложить руки", но и представили свою технологию объединения производительности двух видеокарт под названием MultiChrome.
Компания S3 Graphics не только выпустила полноценный продукт, но и представила свою технологию объединения производительности двух видеокарт под названием - MultiChrome. Приставка "Multi", как нетрудно догадаться, как раз и отражает возможность совместной работы нескольких видеокарт. На данный момент мы можем со всей уверенностью утверждать, что в режиме MultiChrome точно работают, по крайней мере, две видеокарты. Насчет объединения производительности более чем двух видеокарт от S3 Graphics - вопрос пока открытый, но, на мой взгляд, никаких препятствий для этого нет. И вот почему.
К вопросу объединения производительности двух видеокарт инженеры компании S3 Graphics подошли прагматично, в хорошем смысле этого слова. Все, что нужно для получения режима MultiChrome из двух отдельных видеокарт серии Chrome - наличие на материнской плате двух PCI-E слотов, работающих на одинаковой скорости, то есть - в симметричном режиме. Конечно, поскольку S3 Graphics является дочерним подразделением компании VIA, в первую очередь рекомендуется использовать режим MultiChrome на материнских платах, основанных на чипсете VIA K8T900. Как мы уже могли убедиться - те, кто воспользуются данной рекомендацией, совершенно не потеряют в производительности в 3D приложениях. Но и владельцам других материнских плат, поддерживающих работу PCI-E слотов в симметричном режиме, метаться особо смысла нет. Технология MultiChrome прекрасно работает и с другими чипсетами, причем без всяких ухищрений, типа модифицированных драйверов. Так, на нашем стенде, где используется материнская плата ASUS A8N-SLI Deluxe, режим MultiChrome включился без проблем и результаты тестирования ничем не отличались от результатов, полученных на VIA K8T900. Компания S3 Graphics в очередной раз подтвердила наши догадки, что для работы видеокарт в режиме объединенной производительности наличие "родного" чипсета вовсе не является необходимым. Кто знает, сохранится ли со стороны S3 Graphics такая непритязательность к чипсетам, если компания все же встанет когда-нибудь в один ряд с ATI и NVIDIA. Поживем - увидим. А пока поближе познакомимся с технологией MultiChrome на нашем привычном стенде
Как я уже сказал, для включения режима MultiChrome сначала необходимо перевести слоты PCI-Express в симметричный режим. В нашем стенде это означает, что переключаемся из режима 16+1 в режим 8+8. После того, как это проделано и установлены видеодрайверы, на закладке S3Config3D наряду с возможностью установки опций для OpenGL и Direct3D появляется пункт меню "MultiChrome"
Дальше, чтобы включить режим MultiChrome, надо лишь поставить галочку Enable MultiChrome и нажать Apply. После этого появится сообщение с требованием подтвердить включение режима. Отвечаем утвердительно и получаем MultiChrome готовым к работе. На скриншоте также видны опции, доступные для режима MultiChrome. К сожалению, пункт выбора режима рендеринга оказался недоступным. Поэтому принудительно задать какой-либо определенный режим расчета кадров - AFR или SFR не получилось, пришлось положиться на интеллект драйвера, который выбирал наиболее подходящий режим автоматически. В этих условиях мы и проводили наши тесты. Что касается полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации, то и в этот раз мы решили не включать данные опции, по тем же причинам, что описаны при тестировании одиночной Chrome S27.
Тестовый стенд
Шина |
PCI-E |
CPU |
|
MB |
|
Memory |
|
OS |
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c |
PSU |
|
Использовались драйверы S3 Graphics версии 15.18.05l (от 04/12/2006)
Ниже приведены результаты тестирования двух видеокарт Chrome S27 в режиме MultiChrome S27 в сравнении с одиночной такой же видеокартой. Видеокарты работали на штатных частотах.
3DMark
Half-Life 2
DOOM3
F.E.A.R.
Как видите, прирост от объединения двух видеокарт Chrome S27 есть, и очень приличный. Чтобы лучше оценить относительный прирост, приведем сводную диаграмму, на которой указан процент прироста производительности MultiChrome по сравнению с одиночной видеокартой.
Да, такого мы еще не видели. Прирост 88,5% - это нечто! Конечно, 3DMark'05 это синтетика, а в ней возможно все что угодно, но цифра все равно впечатляет. В реальных приложениях величины прироста получились несколько ниже, но тоже вполне на уровне. Однако не обошлось и без сюрпризов. В игре Half-Life 2 никакого прироста мы не увидели. Что интересно, индикатор загрузки видеокарт, который можно включить на закладке S3Config3D, показывал, что в Half-Life 2 действительно работала только одна видеокарта. Поэтому и результаты от одиночной видеокарты не отличаются. Думаю, это связано с некорректным поведением видеодрайвера, который так и не решил, какой именно режим рендеринга ему выбрать. Возможно, при ручном выборе режима рендеринга удалось бы получить и другую картину результатов, однако эта возможность в драйверах пока заблокирована.
Итог
В целом, несмотря на некоторые огрехи, надо признать, что MultiChrome - реально работающая технология, показывающая отменный результат! И что особенно интересно, даже в разделе MultiChrome на официальном на сайте S3 Graphics приведены цифры, которые оказываются ниже, чем те, которые мы получили в ходе тестирования. Воистину, скромность, достойная подражания.
Как и ожидалось, серия чипов S3 Graphics Chrome S20 отнюдь не претендует на звание нового короля рынка 3D графики, и в то же время обладает достаточным набором характеристик, чтобы стать достаточно привычным явлением в составе домашних и офисных систем, бюджетных "цифровых домов", всевозможных телеприставок. Кстати, полагаю, никого не удивит, что с началом массового производства процессоров VIA C7-M и графики S3 Graphics Chrome S25/S2 платформа VIA EDEN получит "второе дыхание" и сможет занять на рынке более достойное место.
И, наконец, о перспективах. Надо полагать, в настоящее время инженеры S3 Graphics уже заняты разработкой следующего поколения своих 3D процессоров. Есть все основания полагать, что достаточно высокий потенциал, заложенный в нынешнем поколении чипов, а именно в возможности поддержки высоких тактовых частот до 700 МГц и выше, в гибком интерфейсе памяти, в современном HDTV видеодвижке Chromotion 3.0, позволит S3 Graphics в перспективе развить эти плюсы и заявить о себе как о равном среди равных на поприще 3D графики. Почему бы и нет...