СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ » ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ: КНИЖНЫЕ ПОЛКИ, ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
КАРТА САЙТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА » РЕФЕРАТЫ » Философия » СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Меню сайта  
 

КАРТА САЙТА

открыть все | закрыть все

 
     

    Популярные статьи  
   
     

    Реклама  
 

QLE 120x240
 
     

    Самые просматриваемые статьи  
 



 
     

    Случайные статьи  
  » Наташа и Саша
» Дзен-буддизм
» Total Commander Ultima Prime 4.4 RUS
» Vista Manager 1.5.9
» Игольное ушко | Кен Фоллетт
» Magic ISO Maker v5.4.255 / Portable Magic ISO Make ...
» FlashDemo Studio 1.15
» Media Catalog Studio 5.8 Build 142
» Living Photos Studio v5.6.06
» McAfee VirusScan Enterprise v8.5.0i
» Easy GIF Animator Pro 4.6.0.34
» Чего хочет граф | Ширли Карр
» Самосовершенствование среди экологических альтерна ...
» Карлики | Гарольд Пинтер
» Принц похищает невесту | Кристина Додд
» Честь и достоинство
» Wondershare Photo Story Platinum v2.6.5
» PSP Audioware Xenon VST v1.0
» По следу скорпиона | Юлия Федотова
» Владимир Ковалевский: трагедия нигилиста | Семен Р ...
» Аудит страховых организаций и особенности его пров ...
» Photo Cleaner Pro 3.4.0 build 0391
» Цилиндр ван Троффа | Януш Зайдель
» Владыка Нила | Констанс О`Бэньон
» AmitySource Userbar Generator 2.2
» Месть из прошлого | Алия Якубова
» Что надеть для обольщения | Сари Робинс
» Беовульф | Андрей Мартьянов
» Trojan Remover 6.6.7 Build 2514
» Рыцарь прерий | Донна Валентино


 
     


 
 

СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Люди уже с глубокой древности стремились разобраться в сложном комплексе окружающих их природных и социальных явлений, пытаясь найти первоначала всего существующего и вывести из них всё многообразие предметного мира, построив его в причинную цепь. Подобные попытки генетического объяснения реальности, в первую очередь о происхождении жизни и человека, содержатся почти во всех древних мифах.

В ходе дальнейшего развития философской мысли представления о причинно-следственных цепях были существенно углублены в греческой философии, особенно в учении стоиков, наиболее последовательных из ранних сторонников всеобщего и неограниченного действия причинной связи.
В более позднее время наиболее значительная попытка однозначного причинного объяснения мира (вселенной) была предпринята П. С. Лапласом /1749—1827/, с именем которого часто связывают классическую концепцию механистического детерминизма .
Уже с эпохи Возрождения генетический метод объяснения был взят на вооружение историками, что произвело подлинный переворот в социальном познании. «Кажущийся хаос исторических событий преобразуется в упорядоченное целое посредством логики рассуждения, выделятющей причинные цепи» . Яркими примерами использования причинного объяснения являются исторические труды Н. Макиавелли /1749-1527/ и теория прогресса человеческого общества, выдвинутая французским философом-просветителем М. Ж. А. Н. Кондорсе /1743-1794/ , суть которой сводится к причинной цепи: развитие скотоводства приводит к появлению излишка продуктов, последний требует использования чужого труда и, таким образом, возникает рабство. — Совершенно очевидно, что такая концепция не в состоянии адекватно объяснить действительный портрет социального мира в силу того, что она страдает значительной узостью и односторонностью, игнорируя многообразие детерминационных зависимостей и замечая лишь чисто внешнее отношение причины и следствия. По мнению М. Бунге, строго причинные линии или цепи просто не существуют, но в отдельных отношениях, в ограниченных областях и для коротких интервалов времени они часто дают как удовлетворительно-приблизительную картину, так и соответствующее объяснение сущности механизма становления. Последнее обстоятельство в значительной степени обусловило появление и широкое распространение различных вариантов (концепций) детерминизма (географический, демографический, биологический, психологический, экономический, технологический и т. д.), которые придают тому или иному фактору роль двигателя общественного развития. В современной западной социологии одно из ведущих мест занимают разновидности концепции «технологического детерминизма», представляющие прогресс человечества в качестве результата бурного развития науки и техники: «теория посткапиталистического общества» Р. Дарендорфа, «единого индустриального общества» Р. Арона, «Нового индустриального общества» Д. Гэлбрейта, «постиндустриального общества» Д. Бэлла, «постцивилизации» К. Боулдинга, «Постбуржуазного общества» Д. Лихтхайма, «Технотронного общества» А. Тоффлера, «активного общества» А. Этциони и другие
Между тем, недостаточность подобных упрощённых представлений о детерминации в ходе научного познания обнаружилась довольно рано. Первые шаги в изучении непричинных видов детерминации были сделаны уже античными стоиками, допускавшими, что вещи, входящие в параллельные причинные ряды, могут быть связаны не причинной зависимостью, а отношениями «всеобщей симпатии». Уже в XIX веке одну из первых попыток углубить понимание механизма возникновения нового сделал философ-позитивист Д. С. Милль /1806-1873/ , который значительно расширил понятие «причины». По его мнению, она «есть полная сумма положительных и отрицательных условий явления, взятых вместе, вся совокупность всякого рода случайностей, наличность которых неизбежно влечёт за собой следствие». В противовес механистическому материализму, абсолютизирующему роль одного фактора — («причины») в процессе детерминации, Милль высказал мысль о многофакторном характере детерминации, понимая под «факторами» все многообразные условия возникновения и существования вещи. Причине же, преимущественно, отводилась роль системы, объединяющей все детерминирующие факторы в единое — обуславливающее изменения — начало. Такая «подмена причинности совокупностью условий… приводит не к углублению познания сущности явлений, а к уравниванию связей» . Определённой попыткой преодолеть односторонность единственно-причинных концепций общественного развития является популярная сейчас на Западе концепция «исторического детерминизма» . Её сторонники считают, что на развитие общества воздействуют её обязательно равноправные по своему значению факторы, к каковым относятся: экономические силы, географическая среда, расы, религия, культура, философия и т. д. Однако, каждый из перечисленных факторов на том или ином отрезке времени и в той или иной ситуации может стать «главной причиной», объясняющей эволюцию социальной системы. Факторы, выступающие в качестве главных причин изменения социальных систем, по мнению Ж. Эллюля, это места, где «сталкиваются и соединяются самые разные силы».
Мысль о том, что возникновение нового является результатом совокупного действия многих факторов, по существу, следует рассматривать как отправной пункт в познании системного характера детерминации. Системность её, при первом приближении, раскрывается как многофакторность, поэтому их соотношение можно отразить с помощью категорий «сущность» и «явление». Анализ социальной формы движения даёт нам достаточно примеров того, что любое общественное явление в своём возникновении и существовании обусловлено множеством факторов, как материального, так и идеального порядков. При этом ведущее место по многообразию детерминантов, несомненно, занимает духовная сфера, которая «вырастает, буквально, из всех сторон общественной жизни». Действительно, предпосылки духовной сферы имеются всюду: в материальном производстве, в надстройке общества, в механизмах взаимодействия общественных явлений и т. д., что обусловливает чрезвычайное богатство и разнообразие её состава.
Присущее системное подходу рассмотрение любого предмета в качестве системы, а его окружения в качестве среды, является основанием подразделения детерминирующих факторов данного предмета на внутренние и внешние, в совокупности образующие сложную систему, которую можно охарактеризовать как «полный круг» детерминации этой вещи. Утверждение о том, что внутренние и внешние детерминанты образуют именно систему, а не какое-либо неорганизованное множество, доказывается, во-первых, тем, что действие внешних детерминантов на систему всегда преломляется через её «внутреннюю активность», а действие внутренних факторов всегда корректируется факторами внешними, и, во-вторых, тем обстоятельством, что с выпадением хотя бы одного из главных факторов действие или не происходит вообще, или существенно видоизменяет свой характер.
С точки зрения системного подхода общество представляет собой необычайно сложную целостную и саморазвивающуюся систему общественных отношений. Основные формы человеческой деятельности: материальная, социальная, политическая и духовная — представляют собой наиболее крупные «блоки подсистемы общества», в свою очередь, состоящие из элементов вещного, процессуального, духовного и человеческого порядков . К примеру, анализ политической сферы общества позволяет выделить в её составе такие элементы (или «подсистемы»), как институциональная (организации, учреждения), функциональная (функции, политический процесс в системе, политический режим), идеологическая (взгляды), регулятивная (нормы) и коммуникативная (объединяющие связи). Отмеченные элементы образуют структуру всех сфер общественной жизни, но, разумеется, субординация их не является одинаковой, что определяет специфику каждой отдельной сферы. Каждая из сфер, как подсистема общества, располагает своим «набором» главных компонентов, отношения между которыми являются системообразующими, второстепенные же элементы выступают в качестве условий функционирования данной целостности. Так, функционирование экономической сферы, в структуре которой ключевое положение занимают вещные элементы (орудия и средства труда) и экономические процессы, невозможно без элементов духовного порядка, таких как: духовно-идеальные основания практической деятельности (цели, мотивы, программы и т. п.), передовые достижения науки и т. д. Функционирование же духовной сферы в значительной степени зависит от вещных элементов, важнейшими из которых являются материализованные продукты духовного труда: музеи, книги, театры и т. д.
Основным элементом любой социальной системы всегда выступает человеческая личность, которая не сводится к механической сумме биологического и социального, а представляет собою сложное интегральное образование, целостную систему, в которой социальная природа включает в себя в подчинённом виде свою биологическую основу.
Системность, как важнейшая характеристика реальности, обусловливает всеобщий характер отношений различных предметов друг к другу, которые следует характеризовать, как единство связи и обособленности. Поскольку каждый предмет является целостным системным образованием, постольку он относительно самостоятелен, отграничен от других объектов. Но, с другой стороны, этот предмет в качестве элемента входит в другую, более обширную систему, что обусловливает его связи с другими такими же элементами и системой в целом. Следовательно, всякий предмет не только определяет себя сам, но и детерминирован своим окружением. При этом конкретное соотношение внутренних и внешних детерминантов определяется степенью целостности системы, от которой зависят её возможности к саморегулированию и саморазвитию. Способность объекта самому производить предпосылки своего существования и дальнейшего развития, в определённой степени не зависеть от внешних условий, в философской литературе определяется как «самодетерминация» («самодвижение»).
Установить источник самодвижения системы, выявить его механизм, помогает один из фундаментальных принципов материалистической диалектики — принцип противоречия, в котором «сходятся» и «снимаются» принципы единства и развития, понятие причины получает своё развитие и углубление до понятия внутренней причины самодвижения . Каждый предмет в своём существовании и развитии определяется сложной системой внешних и внутренних противоречий. К числу первых следует отнести противоречия данного предмета с другими предметами, особенностью которых является пространственная разделённость противоположностей. Для внутренних противоречий, напротив, характерна пространственная совмещенность сторон, вследствие чего было бы правильнее говорить не о «противоположных сторонах противоречия, а о противоположных моментах, тенденциях и т. п.". Различение внутренних и внешних противоречий относительно: внешние противоречия между различными предметами выступают в качестве внутренних по отношению к объединяющей эти предметы системе. В случае внешних противоречий источник развития системы находится' вовне, а самодвижение носит внешний, «сообщенный» характер. Противоречия внутри предмета создают предпосылки его имманентного движения, т. е. саморазвития. Следовательно, движение в общем случае предстаёт как результирующая двух составляющих («самодвижения» и «сообщенного движения»), каждая из которых обусловлена, соответственно, борьбой внутренних противоположностей и воздействиями окружающей среды.
Рассмотрение общественных отношений как диалектического единства социальных связей и социальной обособленности — позволяет понять синтетический характер изменений социальных явлений, определяемый переплетением внешних и внутренних взаимодействий, слияние их в единое целое в рамках объекта. Так, каждое конкретное общество, с одной стороны, само производит необходимые условия своего функционирования и развития, а, с другой стороны, не может существовать, не взаимодействуя с окружающей его природной средой и социальными системами. Самодвижение общества, как целостной саморазвивающейся системы, выступает в качестве результата взаимодействия таких взаимопроникающих противоположностей, как общественное бытие и общественное сознание, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка и т. д. В то же время одни лишь внутренние взаимодействия не способны обеспечить все необходимые условия нормального существования общества. Ведь, как известно, ни одна система не может функционировать вне контактов с окружающей её средой, обеспечивающих энергетический и информационный обмен между ними. В силу этих взаимодействий общества и природной среды, составляющих содержание такого социального феномена, как труд, они выступают в качестве важнейшей предпосылки существования общества. Детерминирующее воздействие природных условий на общественную систему было особенно сильным на ранних этапах человеческой истории. Определённый комплекс природных факторов во многом обусловил переход большинства народов от присваивающего к производящему типу хозяйства, тогда как отдельные народы земного шара до недавнего времени так и оставались на примитивном уровне социальных связей и хозяйства.
Любая общественная система функционирует, взаимодействуя не только с природой, но и в контакте с другими социальными системами, которые образуют по отношению к ней внешнюю историческую среду. Каждая конкретная социальная система, будучи частью (элементом) мирового сообщества, детерминируется этим целым, оказывая на него, в свою очередь, обратное воздействие. Влияние внешней исторической среды на развитие общества выражается, в частности, в действии закона исторической корреляции и при определённых исторических условиях может быть настолько значительным, чтобы компенсировать «относительную неразвитость… господствующего способа производства» . Так, например, упомянутый закон позволяет понять такое явление, как переход древних германцев и славян от первобытнообщинного к феодальному строю, минуя рабовладельческий уклад, в лице древнего Риш полностью утративший всякие исторические перспективы. В силу действия закона исторической корреляции общества, вступившие в ту или иную формацию позже других, значительно отличаются от предшественников по своему элементарному составу, поскольку в новых исторических условиях становится очевидной ненужность одних и необходимость изменения других, традиционных для данной формации, общественных институтов .
Необходимо отметить также взаимообусловленность внутренних и внешних детерминантов, отношения между которыми образуют своеобразный «замкнутый круг». К примеру, экономические факторы социальной системы зависят от природных условий и международных отношений, а экология, в свою очередь, детерминизирована экономическими факторами (вроде того, что применение более совершенных средств производства позволяет рациональнее использовать сырьё и прочие ресурсы) и теми же международными условиями (остро стоящие экономические проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями всех стран: что предполагает наличие благоприятного международного климата).
Следует подчеркнуть, что роль различных факторов в системе детерминации какого-либо социального явления не является одинаковой: если одни детерминанты определяют его возникновение, функционирование и развитие, то другие лишь влияют на него. Соответственно все детерминирующие факторы социального явления наиболее общим образом можно определить как главные и неглавные (второстепенные). Данная классификация не совпадает с делением факторов на внешние и внутренние, поскольку и внешние факторы (к примеру, природная среда, без которой существование общества невозможно) могут быть главными.
Неодинаковую роль главных и второстепенных факторов в детерминации явления наиболее рельефно можно отразить с помощью категорий «сущность» и «явление». Первая категория отражает внутреннее «необходимое в вещи», а вторая — обнаруживает это «внутреннее в вещи» на поверхности, «через массу случайных свойств и связей, раскрывающихся в результате её взаимодействия с другими вещами». Соответственно можно выделить два основных уровня детерминации: «сущностный» и «феноменологический». Первый характеризуется действием главных факторов, которые определяют природу вещи, её существенные, необходимые стороны; а второй — действием второстепенных факторов, которые, определяя единичные черты вещи, придают ей неповторимый и своеобразный вид.
Следует отметить и чрезвычайное богатство и многообразие человеческой истории, где повторение событий случается исключительно редко. Причиной тому является необычайная сложность общественной системы, каждый элемент которой испытывает влияние множества других, что делает его поведение, в общем и основном подчиняющееся законам системы, в конкретном и в деталях непредсказуемым. Действие множества второстепенных детерминантов, не определяющих содержание того или иного социального явления, а лишь влияющих на это явление, придаёт детерминации неоднозначный, статистический характер.
Своеобразие и неповторимость системы факторов, детерминирующих
социальные отношения в конечном счёте и обусловливает неповторимость и специфичность их «облика». В этой связи формирование того или иного типа абсолютизма в различных странах (англо-французского, австро-прусского или испанского вариантов) историческая наука рассматривает в качестве результата взаимодействия таких факторов, как общее направление исторического процесса и социально-экономического развития той или иной страны в рассматриваемый период; определяемые ими соотношения классовых сил и исход их борьбы, социальный облик дворянства, положение королевской власти и направление эволюции государственных учреждений, международные экономические и военно-политические отношения.
Анализ однотипных социальных отношений позволяет понять взаимосвязь главных и второстепенных детерминантов как единство общего и особенного в детерминации каждого типа социальных отношений. Рассматривая в этой связи буржуазные революции в ряде стран, можно придти к выводу, что разнообразие форм их проявления (локальные особенности) является результатом взаимодействия общих причин, а именно противоречий в феодальном способе производства при множестве других факторов как национального, так и интернационального порядков. Так, если в Англии уже в ХУ11 веке произошло отделение производителя от средств производства и капиталистический переворот совершился в наиболее «чистом» виде, то в России буржуазные революции начала XX века из-за слабости и трусости российской буржуазии, проводившей политику компромисса по отношению к помещикам, так и не смогли уничтожить феодально-крепостнические пережитки — даже Столыпинской реформой. Значительным тормозом на пути развития частного промышленного предпринимательства в колониальных и зависимых странах Азии и Африки до недавнего времени выступала экспансионистского характера политика империалистических государств, стремившихся превратить эти страны в свой сырьевой придаток и потому намеренно консервировавших в них отсталые феодальные отношения.
Итак, детерминирующие факторы как элементы системы детерминации явления наиболее общим образом могут быть подразделены на внутренние и внешние, главные и второстепенные. Вместе с тем, наличие многообразных детерминантных зависимостей показывает недостаточность подобной классификации, нацеливая познание на выявление специфики каждого элемента. Различные виды связей, образуя в совокупности систему его детерминации, с одной стороны, «не сводимы друг к другу», а с другой, — «не действуют в совершенно чистом виде», взаимодополняя друг друга.
Наиболее удачным вариантом типологии видов детерминации является предложенная Я. Ф. Аскиным классификация на основе временных отношений . Преимущество его подхода заключается в том, что он поставил теорию детерминизма в связь с диалектической концепцией развития. Соответственно таким временным модусам, как прошлое, настоящее и будущее, выделяются три основных типа детерминации: детерминация из прошлого, из настоящего и из будущего, которые могут выступать как в материальной, так и в идеальной формах. Детерминация прошлым представлена такими видами, как причинность, условия и связь состояний; детерминация настоящим — видами: функциональная зависимость, корреляция, системная детерминация; детерминация будущим — видами,: детерминация целью, зачатки будущего в явлении.
Рассматривая временной аспект следует согласиться с А. С. Борщевым, утверждающим что детерминационные связи могут быть случайными, разовыми, а могут носить и существенный, устойчивый, повторяющийся характер. Последние выступают в качестве законов структуры, функционирования и развития явления. В литературе общественные законы подразделяются на три группы: 1) законы, выражающие взаимосвязь материальных сторон общественной структуры; 2) законы, выражающие связь элементов духовной жизни общества; 3) законы, выражающие взаимосвязь материальных идеологических отношений. В зависимости от роли в социальной системе общественные законы также делятся на социологические и законы отдельных сфер общественной жизни. Относительная особенность социологических законов заключается в том, что они выражают природу общества как целого, выступая в качестве основы взаимодействия между различными сферами и областями общественной жизни.
Поскольку возникновение, существование и развитие любого явления осуществляется по определённым законам, то «помологическая детерминация» (по мнению В. Н. Панибратова, введшего в научный оборот термин «помологический детерминизм», он «раскрывает концепцию детерминизма, интерпретируя последний через категорию закона») выступает, по существу, в качестве основы системы его детерминантов. Взаимосвязь законов социального явления образует своеобразный «каркас» системы его детерминации, вокруг которого группируются все другие — случайные, преходящие — детерминирующие факторы. Таким образом, системный подход в единстве с обобщённым пониманием детерминизма позволяет установить структуру системы факторов, детерминирующих развитие общества, и классифицировать их на различные виды.
Наконец, остановимся на характеристике причинности общественного развития, как центральном моменте концепции социального детерминизма. Социальные причины развития общества расчленяются на источники и движущие силы этого развития. Их познание позволяет проникнуть в сущность общественного бытия. К источникам развития следует отнести внутренние диалектические противоречия. Это самая глубокая причина. Движущие силы развития — это общие, существенные, необходимые, устойчивые детерминанты развития. Таким образом, к социальным причинам следует отнести объективные условия: общественные отношения — с одной стороны и деятельность личностей с другой. История и социальные отношения людей, конечно, не существуют и не
могут существовать в отрыве от самой личности.


{button_sps} [skazali]{lang_thanks}:
{thanks} [/skazali]

Другие новости по теме:
  • Анализ особенностей детерминизации общественных отношений и личности
  • Проблема диахронической социолингвистики
  • Диалектический характер процесса познания
  • Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ
  • Законы диалектики
  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Комментарии (0)   Распечатать
     
         
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

         
        Панель управления  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         

        Календарь  
     
    «    Ноябрь 2007    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
     
         

        Архив  
      Декабрь 2008 (2)
    Ноябрь 2008 (301)
    Октябрь 2008 (213)
    Сентябрь 2008 (242)
    Август 2008 (100)
    Июль 2008 (197)
    Июнь 2008 (679)
    Май 2008 (316)
    Апрель 2008 (589)
    Март 2008 (803)
    Февраль 2008 (972)
    Январь 2008 (1077)
    Декабрь 2007 (381)
    Ноябрь 2007 (743)
    Октябрь 2007 (418)
     
         

        Опрос  
     
    Нравится ли Вам новый дизайн и движок сайта

    Да
    Нет
    Мне все равно
     
         

        Статистика  
      Сейчас на сайте:
    Пользователей: 0
    Отсутствуют.

    Роботов: 3
    GooglebotYahoo
    Alexa

    Гостей: 2
    Всех: 5

    20ка посетивших:
    Пользователей: 20
    137pdp 184200
    aleks115 aleksta
    anderson007 bilet
    freezdom glol
    kirkenes kotenokzat
    malaho nave
    nimofff Petro 1974
    SatanKlaus slavyk
    Sobka vit2355
    yanserg макс

     
         

        Реклама  
     

    QLE 120x240
     
         

        Реклама  
       
         

        Реклама  
       
         

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!