Августин Блаженный об истоках греха » ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ: КНИЖНЫЕ ПОЛКИ, ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
КАРТА САЙТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА » РЕФЕРАТЫ » Философия » Августин Блаженный об истоках греха
    Меню сайта  
 

КАРТА САЙТА

открыть все | закрыть все

 
     

    Популярные статьи  
  » СООБЩЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ
» Windows Genuine Advantage Validation v1.8.31.9
» Внук сотника | Евгений Красницкий
» Winternals ERD Commander 2008
» Неневеста Кащеева | Галина Курдюмова
» Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака | Кар ...
» ArcSoft PhotoStudio Darkroom v1.7.0.110 ML RUS
» EASEUS Partition Manager v2.0.1 Professional Editi ...
» CDRoller 7.61.70
» Adobe Reader 9.0 Русская версия
» СООБЩЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ
» Flash Menu Labs v2.04 Professional Edition
» ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБ ...
» РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ
» ОПЛАТА ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕН ...
» НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНО ...
» Вокруг света на мотоциклах | Эван МакГрегор
» Any Video Converter Pro 2.6.9 rus
» Xilisoft DVD Ripper Platinum 5.0.43 build 0908 + р ...
» Lavasoft Ad-Aware 2008 Pro v7.1.0.11
» Xilisoft Video Converter 5.1.3.0926
» BlazeDVD Player Pro v5.001 Русская версия
» Pragma 5.0.100.55 + словари 5.0.100.17
» Горячая шестерка | Джанет Иванович
» DAEMON Tools 4.30.1 Lite multilingual
» Tube Hunter Ultra 2.3.2860
» SuperRam 6.9.29.2008
» WinRAR 3.80 Final Официальная Русская версия
» NetLimiter Pro 2.0.10 (32-bit)+serial
» Пролог: Рожденный на Земле | Николай Андреев
 
     

    Реклама  
 

QLE 120x240
 
     

    Самые просматриваемые статьи  
  » МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАЛАТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В СОВР ...
» МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОПЛЕННЫХ
» СООТНОШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
» О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕРБИИ И ХОРВА ...
» РЕВИЗИОННО-РЕШАЮЩИЙ ПОРЯДОК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ Р ...
» ПРЕДМЕТ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
» Любовь и шпионаж | Чарльз Вильямсон
» Некрочип | Синтия Хэррод-Иглз
» О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ...
» ПРАВА МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ В КОРПОРАТИВНОМ ПРАВ ...
» ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРА ...
» Жди меня | Стелла Камерон
» ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЪЕДИНЕНИЙ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ ПО ...
» АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИ ...
» ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК
» ИРАКСКОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПОЛЬЗОВАНИ ...
» О ПОНЯТИИ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩ ...
» Екатерина Великая (Том 2) | А. Сахаров (редактор)
» Луна-парк | Эльза Триоле
» ПУБЛИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
» ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ГРАНТЫ: ВОЗНИКНОВЕ ...
» ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЧАСТНОГО ПРАВА В ...
» ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ...
» Наше величество Змей Горыныч | Ирина Боброва
» Дети порубежья | Вера Школьникова
» Бретонцы. Романтики моря | Пьер-Ролан Жио
» ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: ПРОЦЕСС ...
» ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕНН ...
» ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ П ...




 
     

    Случайные статьи  
  » Utility CD 8cm v13.00 Bootable ISO
» Скины: Русь пробуждается | Дмитрий Нестеров
» Модификация Asus Radeon 9800XT
» LastV v2 (Vista SP1)
» Perfect Uninstaller v6.2.3
» PicLens Publisher 1.0.12
» DJ Java Decompiler v3.10.10.93
» R-Studio v4.2 Build 125042
» Воин жив | Джоэл Розенберг
» Антимонопольные органы проверяют Windows 7
» Гуманистическая философия Эриха Фромма
» PCMedik 6.4.7.2008
» Universal Vocabulary v0.03 Free (RU)
» Advanced WindowsCare v2 Personal 2.5.7.833
» RonyaSoft ProPoster v2.02.08
» Клановое проклятие | Игорь Ковальчук
» Оценка жилой недвижимости
» СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЕТОД В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННО ...
» Total Uninstall 4.6.2
» Селекция
» Свет и тень | Элисон Эшли
» Танец мертвых | Кристи Голден
» Мэри Поппинс с Вишневой улицы | Памела Трэверс
» Бусый Волк | Дмитрий Тедеев
» Tomb Raider Anniversary – Десятилетие Легенды
» Мы выбираем звезды | Пол Андерсон
» Межсайтовый скриптинг в Sun Java System Web Server
» Клип Teairra Mari - No Daddy
» TaskInfo 7.20 Build 244
» Cinema Craft Encoder SP2 1.00.01.02 Retail


 
     


 
 

Августин Блаженный об истоках греха

 

Рассматривая наиболее интересные аспекты учения блаженного Августина, следует прежде всего остановиться на его произведениях «Против Пелагия». Согласно Пелагию, наше естество нейтрально — ему не присуще ни добро, ни зло. Зло совершается нами как злоупотребление свободной волей. Младенцы же по природе своей добры и лишь потенциально являются носителями греха. Крещение «во оставление грехов» поэтому имеет смысл только по достижении взрослого возраста, когда человек уже располагает свободной волей и способен к сознательному совершению греха. На это Августин возражал, что грех есть не только результат свободного выбора: он является принадлежностью самой падшей природы человека. Если человек не со Христом, значит, он против Христа. А как можно быть против Христа, если не посредством греха? Следовательно, некрещеные младенцы тоже греховны. Как сказано в латинском переводе Рим. 5, 12, из-за Адама все человечество находится под проклятием первородного греха.

По существу, спор между Августином и Пелагием сводится к противопоставлению воли и благодати. Пелагий утверждал, что грех коренится в воле. Августин же вслед за Апостолом Павлом настаивал, что часто мы делаем то, чего не желаем, или же, напротив, желаем того, чего не в состоянии сделать, а, следовательно, воля и поступки не связаны друг с другом — мы грешим вопреки своей воле! Именно таким образом Августин делает вывод о греховности младенцев. При этом он непрестанно ссылается на Рим. 5, 12 в латинском переводе: «в котором (Адаме) все согрешили». Адам понимается как все человечество в целом, поэтому все люди — грешники, «масса погибающих».
В том, что скрытой причиной всех бед этого мира служит великий грех, пагубно отражающийся на всех людях без изъятия, в период поздней античности были убеждены и многие язычники. Но Августин углубляет и обостряет этот тезис, придавая грехопадению историческую, психологическую и прежде всего сексуальную окраску. Согласно Августину, из-за падения Адама человек изначально и глубоко испорчен. Ибо «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). «In quo» — именно такой вариант нашел Августин в латинском переводе Библии того времени и отнес это «в нем» к Адаму. В греческом источнике стоит просто «eph ho», то есть «потому что» (или «подобно ему») все согрешили! Итак, Августин вычитал в этом предложении из Послания к римлянам указание не только на первый грех Адама, но даже и на первородный грех, который переносится на другие поколения и которым потому изначально, от рождения отягощен каждый человек. Именно в этом грехе кроется причина того, что человек, испорченный душой и телом, подвержен смерти.
Более того, Августин — в противовес Павлу, ни словом не упоминавшему об этом, — само перенесение «первородного греха» связывает с «плотскими» («эгоистичными») страстями, с вожделением. В отличие от большинства греческих и сирийских авторов Августин понимает стыд, вызванный первым грехопадением, психологически — как ясно ощущаемый сексуальный стыд, служащий расплатой за грех!
«Итак, с этого момента как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, так как в нем все согрешили (Рим. 5, 12), вся масса погибающих перешла во власть губителя. Так что никто, совсем никто не свободен от этого и не освободится иначе, как благодатью Искупителя.» («О христианской благодати», 2, 34)
Августин — первый писатель, сумевший в точных терминах описать конфликты воли: «То был я, который хотел, я, который не хотел: то был именно я, который желал одержимо этого, отвергая безоглядно другое. Посему боролся я с самим собой, раздирая себя самого».
Свобода — свойство воли, а не разума, как это понимали греки. Так находит свое разрешение парадокс Сократа о возможности понимать благо и все же творить зло. Разум принимает, но воля отвергает благо, поскольку она, хотя и принадлежит человеческому духу, имеет свою автономию, образуя инаковость разума. Разум познает, но выбирает воля: ее выбор может быть иррациональным, т. е. не имеющим разумного обоснования, не согласующимся с пониманием. Именно так объясняется сама возможность «измены Богу» и «обращения к тварному, вторичному».
Первородный грех — грех высокомерия, уклонение воли, впадающей в рабство, потеря вертикали. «Первые люди подверглись внутренней порче прежде, чем начали бунтовать в открытую. Ибо нельзя же поддаться на дурные деяния, ежели прежде не подтолкнет к ним порочная воля. А что может быть изначальное, чем порок высокомерия?.. А что есть надменность, как не извращенное вожделение неправедного превосходства? Желание дутого величия рождается в душе, потерявшей свой исток, всегда ее питавший; она верит при этом в то, что может, — и становится началом самой себя. Это самоначалие, единоначалие вступает в силу, когда мы заняты лишь тем, чтобы утешить и ублажить самих себя. Первый человек возлюбил самого себя, когда он отпал от неизменного Блага, нарушив долг, ибо он должен был бы предпочесть Благо самому себе. Это отлучение, несмотря ни на что, было желанным, чтобы дать воле шанс остаться верной в своей любви к Всевышнему Благу, в той вертикали, где достаточно света, чтобы быть освещенной, чтобы ясно видеть, чтобы возгораться пламенем той любви, что не отпускает и не допускает отдаления туда, где любят лишь самих себя…". Свободная воля тогда лишь подлинно свободна, когда не допускает зла. Такой запрет был изначальным образом дан человеку. Однако первородный грех сделал волю уязвимой, нуждающейся в Божественной благодати. С этих пор человек перестал быть «автаркичным» в моральной жизни: ему теперь нужна помощь, помощь Бога. «Пока человек, — заключает Августин, — пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без Божественной благодати, его освобождающей, он добыча греха; все же у человека всегда есть сила верить в своего Спасителя и, в свободном волении, достичь благодати».
«Два условия… необходимы для создания блага, — пишет Жильсон об Августине, — Божий дар, благодать, и — свободная воля; без свободной воли не было бы и проблемы; без благодати свободная воля (после грехопадения) не пожелала бы блага, а если б и пожелала, то не смогла бы исполнить его. Благодать, следовательно, не подчиняет себе волю насильно, но призвана ее облагородить, уберечь от порока, во власти которого она оказалась. Эта власть — использовать благоволение, призвать волю к благу — и есть в точном смысле свобода. Возможность злодейства неотделима от свободной воли, однако возможность недеяния, воздержания от зла, — истинная печать свободы; найти силы утвердиться в благодати, остановив зло, не дать ему распространения, есть высшая степень свободы. Человек, в коем наиболее полно доминирует благодать Христа, следовательно, самый свободный человек». («Истинная свобода есть служение Христу»).
Если все, что исходит от Бога, благо, тогда откуда же зло? Августин, как известно, переболел манихейским дуализмом; ключ к решению проблемы он видит у Плотина. Зло не есть сущее, не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие (дефект).
Однако Августин углубляет проблему, выделяя три уровня зла:
1) метафизико-онтологический, 2) моральный, 3) физический.
1) С метафизической точки зрения зла нет в космосе, но по отношению к Богу есть различные ступени бытия, в зависимости от конечности вещей и от различного уровня такой ограниченности. Но даже то, что для поверхностного взгляда представляется как «дефект», кажется злом, в целостной универсальной оптике исчезает, сглаживаясь, в великой гармонии всеобщего. Объявляя нечто живое порочным, или злом, мы судим о нем с точки зрения своей выгоды или пользы, что уже ошибочно. С точки зрения целого, любая тварь, даже самая незначительная, имеет свой резон, свой смысл бытия, а значит нечто позитивное.
2) Моральное зло — это грех. Грех зависит от воли порочной. А откуда исходит порочная воля? Ответ достаточно остроумен: дурная воля не имеет своей «действующей причины», скорее, имеет «дефективную причину». Воля, по природе своей, тяготеет и должна тяготеть к высшему Благу. Но, поскольку существует множество конечных благ, то для водящей души всегда есть возможность нарушить порядок небесной иерархии, предпочесть высшему благо низшее, Богу — его создание. Таким образом, зло проистекает из факта, что не единственное благо есть, но многие. В ошибочном выборе между ними и заключается зло. Кроме того, моральное зло еще и в «измене Богу», в обращении к вторичному, к творению,. В «Граде Божьем» Августин поясняет: «Источник порочной воли… не действующий, но дефективный, это не продуктивная сила, но отсутствие, либо нехватка продуктивности. И в самом деле, удаление от того, что сияет на вершине бытия, чтобы прислониться к тому, что на порядок, или более, ниже, означает порчу воли». «Дурная воля не просто в индивидууме, и не в том, что он желает так, а не иначе, порок, скорее, в том, что он желает иначе: вот почему праведная кара настигает не дефекты естества, но дефекты воли. Воля становится дефектной, порочной, не потому, что она обращена к порочным вещам, но оттого, что обращение к ним происходит болезненным образом, т. е. вопреки естественному состоянию вещей, вопреки Тому, Кто есть Высшее Бытие, в пользу того, что ниже…. благо во мне — Твое действо, Твой дар; зло во мне — грех мой». Грех, беда непоправимая, в небрежении, попрании блага безмерного, измене, предательстве, нарушении вселенской гармонии, Творцом ниспосланной.
3) Зло физическое, т. е. болезни, страдания, душевные муки и смерть, имеет свой точный смысл: оно есть последствие первородного греха, т. е. зла морального: «Порча тела, что отяжеляет душу, — не причина, но кара за первый грех: не тело порочное делает душу греховной, но порочная, увязшая в грехе душа делает тело тяжелым и порочным». В процессе спасения, впрочем, все обретает свою позитивную направленность.


{button_sps} [skazali]{lang_thanks}:
{thanks} [/skazali]

Другие новости по теме:
  • Августин Блаженный о человеке
  • Грех как путь смерти и небытия в работе П.А. Флоренского
  • Выписки по философии
  • Философская концепция Артура Шопенгауэра
  • Ученик против учителя
  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Комментарии (0)   Распечатать
     
         
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

         
        Панель управления  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         

        Календарь  
     
    «    Ноябрь 2007    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     
     
         

        Архив  
      Октябрь 2008 (106)
    Сентябрь 2008 (252)
    Август 2008 (100)
    Июль 2008 (200)
    Июнь 2008 (705)
    Май 2008 (316)
    Апрель 2008 (661)
    Март 2008 (886)
    Февраль 2008 (1075)
    Январь 2008 (1276)
    Декабрь 2007 (381)
    Ноябрь 2007 (843)
    Октябрь 2007 (506)
     
         

        Опрос  
     
    Нравится ли Вам новый дизайн и движок сайта

    Да
    Нет
    Мне все равно
     
         

        Статистика  
      Сейчас на сайте:
    Пользователей: 0
    Отсутствуют.

    Роботов: 4
    RamblerGooglebot
    YahooAlexa

    Гостей: 12
    Всех: 16

    20ка посетивших:
    Пользователей: 20
    acroba alexejmedion
    Alkonavt angel48
    aroma008 Bazil2
    CyberFlash freezdom
    kokur kostyakozko
    lopar.61 maxi1965
    serge124 Smailes74
    tanya23219 vjcheslav
    wadik26 xumuk
    yanserg Цыбр

     
         

        Реклама  
     

    QLE 120x240
     
         

        Реклама  
       
         

        Реклама  
       
         

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!