«Всякая религия содержит в себе и открывает некоторую систему ценностей; иначе говоря, устанавливает некоторое этическое учение. » * С приходом Иисуса Христа мир познает совершенно новую этику — этику Царствия Божия. » Приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:14,15; Мф.3:2,4:17,23). Вот она — высшая ценность, абсолютно желанная, ради которой необходимо отдать все остальное. Это и есть предел человеческих исканий.
Новая этика — новая система ценностей. Новый Завет со всею силою противополагается старому. » Закон есть высшая ценность ветхозаветной религиозной этики, а может быть, и всей дохристианской этики вообще. » Книжники и фарисеи — самые праведные люди Израиля, но их праведности противопоставляется другая, истинная праведность, без которой недосягаемо Царство Небесное. Праведность их состояла в неотступном исполнении Закона. НО…»Закон и пророки до Иоанна — отныне Царство Божие возвещается » (Лк.16:16; Мф.11:12,13). То, что Иисусом противопоставляется Закону — есть »облегчение, освобождение, приглашение на пир, радость и блаженство. » Эти противопоставления проходят через все Евангелие— » Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа » (Ин.1:16,17). Христос проповедует, что нет спасения Законом: праведность от Закона затворяет вход в Царствие Божие (Мф.23:13). Закон разделяет людей на чистых и нечистых, в зависимости от соблюдения ими внешних норм: о времени и месте, где, как и когда поклоняться Богу. Иисус проповедует поклонение Отцу в духе и истине. Проблема религии Закона, разделяющая людей — это проблема неистинных поклонников и неистинной религии. Она снимается Иисусом в силу ее недуховности. » Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине » (Ин.4:7—27). ____________________________________________________________ * Все дальнейшие цитаты, кроме цитат из БИБЛИИ, взяты из работы Б. П. Вышеславцева «Этика преображенного эроса». Закон Моисея, получивший религиозное значение — это, прежде всего, норма внешнего поведения: » не прикасайся », » не вкушай »… Весь Закон, лишь заповеди человеческие, » Закон заповеди плотской » (Евр.7:16). Надеющиеся на Закон лишь на плоть надеются. » Ритуальные законы всех религий, а особенно еврейской, поражают своим мелочным материализмом: » желающие быть под Законом » » порабощают себя немощным и бедным вещественным началом » (Гал.4:21,9,10)… решают вопрос о том, где и на какой горе молиться; и в конце концов думают о » стихиях мира », о земном. Это суетная религия, » суеверие ». Всем таким, на плоть надеющимся, противопоставлены живущие духом, водимые духом, возрожденные и обновленные Святым Духом. По проповеди Христа, они и есть те, которых ищет Себе Отец. » Дух Святой есть благодать, радость, красота, утешение, исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому, кто верит в Отца и идет путем Сына ». Религии Закона противопоставляется религия Веры. Плотским ценностям противопоставляется ценность » непосредственного мистического общения с Абсолютом, с Богом… » Противопоставляется и как непосредственное отношение между Богом и человеком, не через посредство приказов и запретов Закона, а в интимно-сердечном соприкосновении любви; с нею связанно ответное воздействие Бога ». Закон — » покрывало, лежащее на сердце » (2Кор.3:14—15). Бог закрыт для сердца человека, отделен завесой Закона. В Законе невозможны отношения дружбы и сыновства, только отношение Законодателя и подданного. » Покрывало Закона снимается с сердца Христом. Сердце начинает жить в Духе и дышать духом свободы: » но когда обращается к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода ». Таким образом, пребывание под Законом определяется как рабство, а благодать Христова, как свобода. Закон Моисея касается всех сфер человеческого поведения и деятельности, и самое ценное в нем — это борьба со злом и запрещение преступления. Но борьба эта постоянно терпит неудачу. » Закон не есть высшая творческая сила. Высшая творческая сила есть любовь. Больше того, любовь есть высшая ценность и святость, венец достижений, ибо » Бог есть любовь ». Христом нарушались строгости Закона и это ставилось ему в вину фарисеями. Он не соблюдал омовений, постов, присутствовал на пирах, пил вино, общался с нечистыми, мытарями, грешниками, блудницами. Он не осудил женщину, которая по Закону должна была быть осуждена и побита камнями. Но все это не ради беззакония, а во имя любви. Ни один человек не творит по Закону. История творится Верою, а не Законом: » верою Ной создал ковчег спасения, верою Авраам повиновался идти в страну обетованную, верою Моисей страдал со своим народом, верою он вывел народ из Египта, верою перешли евреи Черное море,… » Вера — это всегда стремление к лучшему, к небесному. Бесполезно искать спасение в Законе, оно лежит только в Вере: » вера есть творческая сила, она творит жизнь, » животворит », указует конкретное деяние в своих угадываниях и предвосхищениях. Напротив, закон » есть » мертвая буква », он не может »животворить», созидать жизнь… » Законодательство Моисея есть акт Веры Моисея. Христианская этика вырастает и раскрывается в противопоставлении Закона — и Царства Божия, благодати, Духа, любви и Веры. Чтобы жить для Бога — нужно умереть для Закона. Закон преходящ, и Христос есть конец Закона. Предметом несовместимости является распятие Христа: » мы имеем закон, и по нашему закону Он должен умереть, ибо сделал Себя Сыном Божьим » (Ин.19:7). Но зато Христос освободил нас, искупил нас, спас нас. Несовместимость Закона и Веры — это жизненная трагедия, развертывающаяся в истории и, может быть, повторяющаяся в жизни каждого из нас.
{button_sps} [skazali]{lang_thanks}: {thanks} [/skazali] Другие новости по теме: Таблица МенделееваТолько один закон | Джон КларксонЗакон пустыни | Кристиан ЖакЧерно-белая война | Игорь КовальчукТеплопроводность в сплошных средах и двухфазных, продуваемых и непродуваемы ... |