К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ » ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ: КНИЖНЫЕ ПОЛКИ, ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
КАРТА САЙТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА » СПРАВОЧНИК ЮРИСТА » Статьи из журналов » К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
    Меню сайта  
 

КАРТА САЙТА

открыть все | закрыть все

 
     

    Популярные статьи  
   
     

    Реклама  
 

QLE 120x240
 
     

    Самые просматриваемые статьи  
 



 
     

    Случайные статьи  
  » Профессиональный минет от латинской красавицы
» Sapphire X800GTO2 256 Мб
» Flutter. Круто, блин! Хроники одного тренинга | На ...
» Идеальный сосед | Джессика Стил
» Fuzzy File Find v1.13
» Amazingly hot Pornstar at Work
» Страна Рутамята | Карл Сэндберг
» Требования к одежде и внешнему виду делового мужчи ...
» Венец | Сигрид Унсет
» Билет в никуда | Михаил Рогожин
» XYplorer v6.80.0000-TE
» ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТ ...
» SQL-инъекция в Riddles Website
» Sothink Video Encoder for Adobe Flash v2.3.70926
» Advanced Audio Recorder 6.0.1
» Стилистическое использование различных типов сложн ...
» Blumentals HTMLPad 2008 Pro v9.0.0.96
» Секреты эротического массажа
» Наташа и Саша
» Hard Drive Inspector 2.101.483
» Отвечать ли на звонки, когда у вас посетитель?
» Глупая сказка | Евгений Дубровин
» Adobe Illustrator CS3 v.13.0.1 (Оф. русская версия ...
» Net Speakerphone v 4.6
» Пламя судьбы | Инна Кошелева
» Все о гипнозе | В. Кондрашов
» PS FileRenamer v2.89
» SuperEasy Video Converter v1.31
» AnyReader 2.7 Build 227 ML RUS
» Мировой отсос 6 | WorldsSuck 6


{mainlink_code}
 
     


 
 

К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Долинин Д.Н., кандидат юридических наук, Московский пограничный институт ФСБ России, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин.

Увеличение полномочий органов управления в условиях военного положения происходит именно за счет ограничения прав и свобод граждан. Это два взаимообусловленных процесса, начало которым дает единый правоприменительный акт.
В Российской Федерации в основном сформировалась система субъектов обеспечения национальной безопасности, используемая в условиях военного положения .
--------------------------------
См.: Концепция национальной безопасности. Утв. Указом Президента Российской Федерации 1997 г. N 1300 // Российская газета. 1997. 26 дек.

На федеральном уровне в систему входят следующие органы управления указанной деятельностью: Президент Российской Федерации, который осуществляет координацию деятельности и оперативное руководство остальными субъектами: Советом Безопасности Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в обеспечении обороны и безопасности, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России). На региональном и местном уровнях в систему обеспечения безопасности входят соответствующие структуры органов власти и управления, действующие в пределах предоставленных им законом прав и полномочий с учетом разделения компетенции федеральных, региональных и местных субъектов управления. Целью функционирования указанной системы является создание и поддержание необходимого уровня безопасности государства, защиты прав и свобод, жизни и здоровья граждан, собственности и общественных институтов в условиях действия режима военного положения. Необходимо отметить, что функционирование данной системы невозможно без четкого взаимодействия указанных органов, которое, как правило, осуществляется на основе совместных приказов. В теории и практике обеспечения безопасности страны взаимодействие - один из основных этапов организации исполнения принятых решений. А одной из основных форм взаимодействия является совместная разработка нормативных актов, регулирующих функции взаимодействующих сторон.
Таким образом, издание совместных нормативных актов органами, участвующими непосредственно в ограничении прав и свобод в условиях военного положения, играет одну из важных ролей в обеспечении данного режима. Так же остро задачи правового регулирования в указанной области в целях обеспечения безопасности государства встают и в деятельности органов ФСБ России. Назрела необходимость принятия ряда нормативных правовых актов, определяющих компетенцию органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения. Разграничение компетенции указанных органов приведет, по нашему мнению, к четкой правовой регламентации объектов, непосредственно на которых будет осуществляться деятельность данных органов, напрямую связанная с обеспечением военного положения. Стоит также напомнить, что заблаговременная правовая регламентация компетенции ФСБ России и МВД России в условиях военного положения позволит более согласованно действовать в то время, когда осуществлять данную регламентацию будет уже поздно.
Введение режима военного положения, а также необходимость его реализации неизбежно потребует уточнения полномочий и существенной корректировки правового статуса указанных федеральных органов исполнительной власти, что, как уже отмечалось, является общепринятым условием и в мировой практике.
Многообразие деятельности органов, обеспечивающих реализацию режимов военного положения, вызывает необходимость создания структур управления ими с таким расчетом, чтобы все они охватывались единым управленческим началом. Опыт создания таких структур, функционирующих в условиях военного и чрезвычайного положения, говорит об их разнообразии, вызванном как особенностями каждого конфликта, так и отсутствием достаточного опыта организации деятельности сил, участвующих в реализации режимов военного и чрезвычайного положения.
Как уже неоднократно утверждалось, на вершине субординационной вертикали, обеспечивающей введение и поддержание режима военного положения, в соответствии со ст. 87 Конституции Российской Федерации, находится Президент Российской Федерации, который хотя и не относится ни к одной из ветвей власти в Российской Федерации, тем не менее осуществляет руководство некоторыми федеральными органами исполнительной власти, выводя их из-под компетенции Правительства Российской Федерации (ФСБ России, Министерства обороны России, МВД России, МИД России, ФСО России и др.) . Таким образом, мы считаем необходимым конкретизировать полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определив и разграничив их непосредственную долю участия в организации и поддержании режима военного положения.
--------------------------------
См.: Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 21. Ст. 2023; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.

По указанным основаниям представляется целесообразным конкретизировать полномочия Президента Российской Федерации в области объявления и поддержания режима военного положения в отдельной статье Федерального конституционного закона "О военном положении", содержание которой не только должно учитывать последние достижения конституционного (государственного) права и военного права Российской Федерации, но и соответствовать правам и обязанностям Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности государства в целом как гаранта прав и свобод. В этой связи необходимо кратко проанализировать федеральное законодательство о полномочиях Президента Российской Федерации в данной сфере, связанных с объявлением военного положения.
Как известно, в соответствии со ст. ст. 80, 82 - 83, 87 - 89 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации как Глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации наделен широкими полномочиями в области обороны, которые конкретизированы в ст. 4 Закона "Об обороне" . Так, в компетенцию Президента Российской Федерации входит осуществление руководства Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, утверждение Положения о территориальной обороне, Плана гражданской обороны, а также решение других важных вопросов в области оборонной безопасности, в той или иной мере связанных с осуществлением режима военного положения.
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.

Необходимо отметить, что перечисленные полномочия Президента Российской Федерации также согласуются с требованиями ч. 1 ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" , устанавливающей, что Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, включая утверждение по представлению Правительства Российской Федерации положений о них и назначение их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
--------------------------------
См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод о том, что полномочия Президента Российской Федерации по объявлению и обеспечению военного положения являются определяющими в системе властных полномочий федеральных органов государственной власти и охватывают достаточно широкий спектр разноплановых функций организующего, руководящего, контрольного, правового и иного характера.
Своевременная реализация Президентом Российской Федерации указанных полномочий по объявлению и поддержанию военного и чрезвычайного положения крайне важна для последующей организации деятельности всего государственного аппарата и эффективного функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в условиях военного и чрезвычайного положения. Это связано с тем, что право Президента Российской Федерации объявлять военное и чрезвычайное положение не может рассматриваться в качестве специфической функции, а является составной частью его обширных полномочий по охране суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации .
--------------------------------
См.: Военное право: Учебник / Под ред. Н.И. Кузнецова, Б.Ф. Старова. М.: Военный университет МО РФ - Всеармейский издательский центр гуманитарной учебной литературы, 1996.

Не менее важно участие Вооруженных Сил Российской Федерации в поддержании режима военного положения. При этом необходимо отметить, что представляется целесообразным по аналогии с задачами и полномочиями внутренних войск МВД России оформить полномочия соответствующих подразделений Министерства обороны Российской Федерации, участвующих в обеспечении режима военного положения. Это в какой-то степени расширило их возможности при выполнении задач по поддержанию режима военного положения.
Несомненно, пограничные органы федеральной службы безопасности и Вооруженные Силы Российской Федерации имеют несколько иное предназначение. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против нашей страны, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, подписанными Россией, а пограничные органы федеральной службы безопасности уполномочены в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности").
Однако п. 3 ст. 10 и п. 4 ст. 12 соответственно дают возможность Президенту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами привлекать Вооруженные Силы Российской Федерации и органы федеральной службы безопасности к выполнению задач с использованием вооружения не по их прямому предназначению. Соответствующий указ Президента Российской Федерации утверждается Советом Федерации (подп. 6 п. 2 ст. 4 и подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об обороне").
Возможность привлечения пограничных органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях военного положения часто не только оправданно, но и просто необходимо. Нельзя не отметить, что пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации самостоятельно принимает решения о временном ограничении, приостановлении или прекращении деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой на Государственной границе Российской Федерации.
По мнению автора, полномочия органов, участвующих в обеспечении безопасности и обороны государства, общественного порядка и осуществлении режима военного положения, должны быть обязательно закреплены в законодательном порядке, так как их деятельность затрагивает интересы большого круга субъектов правоприменения.
На основе анализа полномочий государственных органов Российской Федерации в области ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения автор приходит к выводу об особенностях соотношения интересов личности, общества и государства при ограничении прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации.
Таким образом, в условиях действия указанного режима могут ограничиваться почти все имущественные и личные неимущественные права человека и гражданина, и наделение государственных органов Российской Федерации властными полномочиями в области ограничения прав и свобод человека и гражданина выступает важнейшей гарантией обеспечения реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, перечисленных в ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации, и осуществляется исключительно в интересах личности, общества, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


{button_sps} [skazali]{lang_thanks}:
{thanks} [/skazali]

Другие новости по теме:
  • Основные функциии и структура службы безопасности предприятия
  • ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ...
  • Страховой рынок в России и за рубежом
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ: ПРОБЛЕМА РАЗГ ...
  • О ПОНЯТИИ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЕ ...
  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Комментарии (0)   Распечатать
     
         
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

         
        Панель управления  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         

        Календарь  
     
    «    Март 2011    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         

        Архив  
      Декабрь 2008 (2)
    Ноябрь 2008 (301)
    Октябрь 2008 (213)
    Сентябрь 2008 (242)
    Август 2008 (100)
    Июль 2008 (197)
    Июнь 2008 (679)
    Май 2008 (316)
    Апрель 2008 (589)
    Март 2008 (803)
    Февраль 2008 (972)
    Январь 2008 (1077)
    Декабрь 2007 (381)
    Ноябрь 2007 (743)
    Октябрь 2007 (418)
     
         

        Опрос  
     
    Нравится ли Вам новый дизайн и движок сайта

    Да
    Нет
    Мне все равно
     
         

        Статистика  
      Сейчас на сайте:
    Пользователей: 0
    Отсутствуют.

    Роботов: 2
    YahooAlexa

    Гостей: 5
    Всех: 7

    20ка посетивших:
    Пользователей: 20
    2g1h3d7v5 apd
    armenik2 DA100NAS
    erzhik_s geo-nis
    goldok Lelik
    maxi1965 nickkras
    pizdon prankpavel
    rin70rin sergeirog
    Sergej80 trainofdeath
    Unkl_ Vik valeha
    webiv yachuraxxx1982

     
         

        Реклама  
     

    QLE 120x240
     
         

        Реклама  
       
         

        Реклама  
       
         

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!