АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ: КНИЖНЫЕ ПОЛКИ, ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
КАРТА САЙТА
ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ | ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА » СПРАВОЧНИК ЮРИСТА » Статьи из журналов » АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Меню сайта  
 

КАРТА САЙТА

открыть все | закрыть все

 
     

    Популярные статьи  
  » СООБЩЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ
» Windows Genuine Advantage Validation v1.8.31.9
» Winternals ERD Commander 2008
» Неневеста Кащеева | Галина Курдюмова
» Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака | Кар ...
» ArcSoft PhotoStudio Darkroom v1.7.0.110 ML RUS
» Stardock WindowBlinds Enhanced v 6.2 Build 61
» EASEUS Partition Manager v2.0.1 Professional Editi ...
» CDRoller 7.61.70
» Steganos Safe Professionnal 2008 v10.1.4694
» Adobe Reader 9.0 Русская версия
» СООБЩЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ
» Flash Menu Labs v2.04 Professional Edition
» ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБ ...
» ОПЛАТА ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕН ...
» РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ
» НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНО ...
» Вокруг света на мотоциклах | Эван МакГрегор
» Any Video Converter Pro 2.6.9 rus
» Lavasoft Ad-Aware 2008 Pro v7.1.0.11
» Xilisoft Video Converter 5.1.3.0926
» BlazeDVD Player Pro v5.001 Русская версия
» Pragma 5.0.100.55 + словари 5.0.100.17
» DAEMON Tools 4.30.1 Lite multilingual
» SuperRam 6.9.29.2008
» Tube Hunter Ultra 2.3.2860
» NetLimiter Pro 2.0.10 (32-bit)+serial
» WinRAR 3.80 Final Официальная Русская версия
» Пролог: Рожденный на Земле | Николай Андреев
» Fix-it Utilities Professional 8.0.2.2
 
     

    Реклама  
 

QLE 120x240
 
     

    Самые просматриваемые статьи  
  » ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЕНН ...
» МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОПЛЕННЫХ
» Panorado v3.3.1.203
» Batch Watermark Creator v6.4
» VMware Workstation 6.5 Build 118166
» Смерть и любовь в Гонконге | Хайнц Конзалик
» Advanced PC Tweaker 2008 v4.1.0
» Perfect Uninstaller v6.2.3
» Спящий сфинкс | Джон Карр
» Accord CD Ripper v2.32
» DriveSitter Pro v1.6.0.7
» ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ: ПРАВОВЫЕ ОПР ...
» О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ...
» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАЛАТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА В СОВР ...
» ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЧАСТНОГО ПРАВА В ...
» ПРИНЦИП СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ: КОЛЛИЗ ...
» ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ...
» СООТНОШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
» Mcop Photographer v. 3.0
» VSO Software CopyToDVD v4.1.0.4
» Becky! Internet Mail 2.48.01
» Power Favorites v1.6.7
» KeyPass Enterprise Edition v4.7.7
» Pixarra TwistedBrush 15.57
» One-click CD/DVD Copy 1.1
» ДВУЯЗЫЧИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ...
» ПРАВОВАЯ МАТРИЦА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
» Как ни крути – помрешь | Ким Харрисон
» Сестра мертвых | Барб Хенди
» Хозяин судьбы | Роберт Говард




 
     

    Случайные статьи  
  » Предел обороны | Игорь Огай
» WinZip 12.0 Build 8252 crack
» Орхидеи в лунном свете | Патриция Хэган
» Программа учебного курса "Экономическая социология ...
» На всю жизнь | Нэн Райан
» Magic DVD Copier v4.7.1 build 6
» MyUSBOnly 4.9.970
» Бальзак и Флобер о художественном творчестве
» Рецепты на каждый день | Ольга Ивушкина
» Защита от шантажа | Сьюзен Нэпьер
» Страсти ума, или Жизнь Фрейда | Ирвинг Стоун
» Хороший, плохой, неживой | Ким Харрисон
» Люди Быка | Сергей Щепетов
» Благие намерения | Кейти Макалистер
» Клип Vibekingz & Maliq - Like The Wind
» Рихард Зорге – разведчик № 1? | Елена Прудникова
» Elecard XMuxer Pro v2.5.80207
» Путь сердца | Черил Холт
» Sothink SWF Decompiler v.4.0.build.80225
» CCProxy 6.6 Full
» Montpi | Габор Васари
» Reg Organizer 4.20 Final
» Я тебя никогда не обижу! | Шэрон Де Вита
» Total Image Converter 2.0
» Характеристика белков
» Предавшие СССР | Евгений Стригин
» Palit 7900GT Sonic 512 Мб - Оригинальный дизайн и ...
» KoolMoves v6.2.0
» Лев Леваев внес вклад в борьбу с жилищным кризисом
» Свадебный наряд вне очереди | Марина Воронцова


 
     


 
 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Макаров Иван Иванович - консультант комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области.

Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и дальнейшее проведение муниципальной реформы в России поставили перед юристами немало проблем, требующих быстрого решения. Ряд вопросов связан со статусом выборных должностных лиц местного самоуправления, в частности главы муниципального образования. Более точного регламентирования требуют такие вопросы, как возможность временного исполнения полномочий главы муниципального образования и основания досрочного прекращения этих полномочий. Кроме этого, существует необходимость внесения уточнения в определение понятия "выборное должностное лицо местного самоуправления".
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Комплексный характер статуса главы муниципального образования. Не вызывает сомнения, что статус главы муниципального образования в значительной степени определяется принятой в муниципальном образовании и зафиксированной в его уставе структурой органов местного самоуправления. Не останавливаясь отдельно на каждой возможной в условиях Федерального закона модели организации органов местного самоуправления, в силу прежде всего практической заинтересованности, ограничимся рассмотрением статуса главы муниципального образования в условиях, если:
а) в поселении глава избирается представительным органом из своего состава;
б) представительный орган муниципального района состоит из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений, избранных в соответствии с равной нормой представительства;
в) председатель представительного органа муниципального района избирается представительным органом района из своего состава.
Первого условия достаточно для того, чтобы статус главы поселения приобрел комплексный характер: глава является депутатом представительного органа и высшим должностным лицом городского или сельского поселения. Если выполняются одновременно два первых условия, то статус главы муниципального образования усложняется: он приобретает также полномочия депутата представительного органа муниципального района.
Юридически возможна и нередко встречается на практике правовая конструкция, при которой комплексный характер статуса лица, занимающего должность главы поселения, наиболее выражен. Это происходит в случае, если депутаты представительного органа муниципального района своим председателем избирают не депутата одного из поселений, выбранного в районный представительный орган по норме представительства, а главу какого-либо из поселений. В этом случае глава муниципального района является одновременно членом представительного органа поселения, членом представительного органа муниципального района и главой двух муниципальных образований. Так, в Ленинградской области 10 из 17 глав муниципальных районов одновременно являются главами городских поселений, образованных на территориях городов - административных центров соответствующих муниципальных районов, и в одном муниципальном районе глава муниципального образования одновременно возглавляет одно из крупных сельских поселений.
В конце 2005 г., когда на территории Ленинградской области формировались представительные органы муниципальных районов, в пользу такого институционального решения приводились различные аргументы, из которых стоит упомянуть два. В первую очередь инициаторы этой идеи говорили о том, что оплачивать работу и содержать аппарат для одного главы дешевле, чем для двоих. Второй аргумент носил политический характер: принимался во внимание негативный опыт прошлых лет, когда руководители района и города нередко оказывались втянутыми в длительные конфликты и противоборство друг с другом. Фигура "общего" главы муниципального образования была призвана служить гарантом, обеспечивающим предотвращение возникновения конфликтных ситуаций между властью муниципального района и властью крупнейшего городского поселения. Время, прошедшее с начала 2006 г., показало, что эти соображения в целом себя оправдали и возможность замещения одним лицом должностей глав двух муниципальных образований разного уровня - одно из преимуществ Федерального закона.
В таких обстоятельствах лицо, занимающее должность главы муниципального района, вправе выбрать любой из четырех мандатов для осуществления полномочий на постоянной основе (депутата поселения, депутата муниципального района, главы поселения и главы муниципального района). Полномочия по другим мандатам будут осуществляться на непостоянной основе.
Возможен вариант, при котором такой глава муниципального района все свои полномочия в обоих муниципальных образованиях осуществляет на непостоянной основе .
--------------------------------
Примеров тому мало, однако они есть. Так, в Бокситогорском районе Ленинградской области глава муниципального района, возглавляющий одновременно Бокситогорское городское поселение, продолжает руководить градообразующим предприятием, осуществляя свои полномочия в муниципальных образованиях на непостоянной основе.

Статус главы муниципального образования будет комплексным в любом случае, однако выполнение означенных условий порождает уникальную ситуацию, при которой одно лицо становится носителем важнейших полномочий одновременно в двух муниципальных образованиях.
Полномочия главы муниципального образования. Относительно статуса главы муниципального образования приходится высказать свое несогласие с мнением авторитетного российского специалиста в области муниципального права А.А. Сергеева, который считает, что глава муниципального образования - это не более чем титул, который присваивается уставом муниципального образования или избранному населением главе местной администрации, или спикеру представительного органа, и присвоение этого титула не добавляет главе администрации или спикеру каких-либо реальных полномочий, поскольку их полномочия предопределены реальной должностью - главы администрации либо спикера . Если встать на процитированную точку зрения, становится трудно объяснить наличие такого правового феномена, как собственно полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения.
--------------------------------
См.: Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006. С. 135. Прим. 2.

Имеется основание подразделять полномочия главы муниципального образования на две группы: общего и специального характера. Под полномочиями главы муниципального образования общего характера предлагается понимать полномочия, которыми в равной степени обладает любой глава муниципального образования вне зависимости от того, с какой иной должностью в муниципальном образовании совмещается должность главы муниципального образования, и под полномочиями специального характера - полномочия, предопределенные должностью, которую одновременно занимает глава муниципального образования.
Полномочия главы муниципального образования общего характера изложены в ч. 4 ст. 36 Федерального закона. К ним относятся:
1) представление муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, действие без доверенности от имени муниципального образования;
2) подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования;
3) издание правовых актов в пределах своих полномочий (как справедливо отмечено М.А. Герасимовой, принятие нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций, не является исключительным полномочием представительного органа );
--------------------------------
Герасимова М.А. Модели местного самоуправления и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 5. С. 39.

4) право требования созыва внеочередного заседания представительного органа.
Полномочием специального характера, которым наделен глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, можно считать право отлагательного вето в отношении нормативных правовых актов, принятых представительным органом. Этим правом в силу ч. 13 ст. 35 Федерального закона может обладать только глава муниципального образования, являющийся главой администрации. Глава муниципального образования, возглавляющий представительный орган, такого права не имеет.
В качестве полномочий специального характера главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган, следует в первую очередь рассматривать полномочия по организации деятельности представительного органа. Однако эти полномочия в силу нормы, изложенной в ч. 14 ст. 35 Федерального закона, не являются исключительными. В случае если глава муниципального образования является главой местной администрации, полномочия по организации деятельности представительного органа исполняет его председатель.
Полномочие специального характера, которым обладает глава муниципального образования, возглавляющий представительный орган, зафиксировано в ч. 6 ст. 37 Федерального закона - полномочие по заключению контракта с главой местной администрации. Никакое другое должностное лицо не вправе подписывать контракт с победителем конкурса на замещение должности главы местной администрации.
Изложенное, как представляется, может служить достаточным основанием в пользу вывода о том, что глава муниципального образования именно в силу этой своей должности наделен некоторыми полномочиями, обладание которыми дает ему приоритет по отношению к другим должностным лицам местного самоуправления.
О первичности статуса главы муниципального образования по отношению к статусу председателя представительного органа (главы местной администрации) говорит и формулировка п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 36 Федерального закона, из которой ясно, что именно глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа (возглавляет местную администрацию), а не наоборот.
Вывод о приоритетности позиции и комплексном характере статуса главы муниципального образования следует принимать во внимание при решении вопросов о временном исполнении полномочий главы муниципального образования и досрочном прекращении этих полномочий.
Временное исполнение полномочий главы муниципального образования. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" ст. 36 Федерального закона была дополнена ч. 7, которая установила, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Законодатель сегодня ограничил возможность временного исполнения полномочий главы муниципального образования только одним основанием - досрочным прекращением полномочий главы.
--------------------------------
СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3140.

В июне 2006 г. на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ от Государственного Совета Удмуртской Республики поступил проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Законодатели Удмуртской Республики среди прочего предложили ч. 7 ст. 36 Федерального закона после слов "главы муниципального образования" дополнить словами "а также в случаях, когда глава муниципального образования временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности". Таким образом, к случаям досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования предлагалось добавить случаи его временного отсутствия - болезнь и отпуск. Если такое дополнение и представляется оправданным при некоторых условиях, то по меньшей мере не является полным и точным.
Ситуации отсутствия главы муниципального образования следует подразделять по принципу их длительности. В первую очередь следует понимать принципиальное отличие случаев досрочного прекращения этих полномочий от случаев временного отсутствия главы муниципального образования (болезнь, отпуск, командировка, временное отстранение от должности в рамках уголовного процесса). В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления в принципе перестает существовать ключевой элемент управления, наличие которого в соответствии с Федеральным законом является обязательным. В этом случае речь должна идти об исполнении полномочий впредь до подведения итогов выборов нового главы муниципального образования и вступления его в должность либо об избрании нового главы муниципального образования его представительным органом.
Случаи временного отсутствия главы муниципального образования целесообразно подразделить на случаи краткосрочного и длительного отсутствия. К последней группе должны быть отнесены случаи его отсутствия, превышающие по длительности некоторый временной критерий, который должен быть установлен законом (длительное заболевание или временное отстранение от должности, длительность которого превышает соответствующий срок).
Действующее ограничение возможностей временного исполнения полномочий главы муниципального образования случаями именно досрочного прекращения его полномочий является на сегодняшний день принципиальным положением статуса главы муниципального образования, обусловленным его комплексным и приоритетным характером по отношению к другим должностным лицам и органам местного самоуправления.
Ограничение возможности исполнения полномочий главы муниципального образования случаями досрочного прекращения полномочий является, по моему убеждению, необходимой политико-организационной гарантией его деятельности, а также стабильности и единства политики органов местного самоуправления, в значительной степени определяемой высшим должностным лицом муниципального образования.
Однако представляется, что данная гарантия не должна носить абсолютного характера. Существование порядка временного исполнения полномочий главы муниципального образования в его настоящем виде, т.е. только в случае досрочного прекращения полномочий, может легко привести к ситуации, при которой интересы муниципального образования окажутся в зависимости от неспособности одного лица выполнять свои обязанности, пусть даже и в силу уважительных причин. Комплексный характер статуса главы муниципального образования может привести к тому, что в такой зависимости окажутся интересы одновременно двух крупных муниципальных образований (муниципального района и городского поселения, образованного на территории города - административного центра района). С учетом этого представляется целесообразным расширить в Федеральном законе перечень оснований временного исполнения полномочий главы муниципального образования путем включения в данный перечень временного длительного отсутствия главы муниципального образования при одновременном законодательном установлении срока длительного отсутствия (например, три месяца), по истечении которого вступает в действие норма устава муниципального образования, определяющая должностное лицо, на которое возлагается временное исполнение обязанностей главы.
В случае временного краткосрочного отсутствия главы муниципального образования речь может и должна идти только об исполнении полномочий председателя представительного органа или главы местной администрации (в зависимости от того, одновременное замещение какой должности предусмотрено уставом муниципального образования). В перспективе краткосрочное отсутствие главы муниципального образования может быть изменено на его длительное отсутствие, при условии истечения упомянутого предельного срока.
Часть 7 статьи 36 Федерального закона в ее настоящей редакции представляет смысл только для случаев, если глава муниципального образования в соответствии с уставом избирается на муниципальных выборах. В случае если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, то при досрочном прекращении полномочий избрание нового главы не составляет таких технических сложностей, которые возникают при необходимости проведения муниципальных выборов.
В силу изложенных соображений представляется, что ч. 7 ст. 36 Федерального закона требует соответствующего уточнения, которое будет способствовать более рациональному решению проблемы временного исполнения полномочий главы муниципального образования. Но вносимое изменение должно несколько отличаться от тех, которые предложены удмуртскими парламентариями. Изменение станет более точным и обоснованным, если после слов "главы муниципального образования" добавить слова "а также в случаях, если глава муниципального образования в течение более чем трех месяцев не может исполнять свои обязанности".
Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования. Часть 6 статьи 36 Федерального закона содержит перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Важнейшие характеристики перечня выражаются в его исчерпывающем характере и едином (с единственной оговоркой) порядке его применения.
В отличие от перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, который приведен в ч. 10 ст. 40 Федерального закона, перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является закрытым, не предусматривает иных случаев. Хотя иные случаи досрочного прекращения полномочия депутата, члена выборного органа могут быть предусмотрены Федеральным законом путем внесения изменений в ч. 6 ст. 36 Федерального закона.
Решение законодателя сформулировать закрытый перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования можно, вероятно, рассматривать как решение, продиктованное соображениями обеспечения стабильности персонального состава органов местного самоуправления и стремлением предоставить высшему должностному лицу муниципального образования гарантии независимости от местной и региональной политической конъюнктуры.
Единый порядок применения перечня заключается в осуществлении досрочного прекращения полномочий вне зависимости от способа замещения должности главы муниципального образования. Единственную оговорку следует сделать в отношении отзыва главы муниципального образования избирателями, процедуру которого можно применить только к лицу, который избран на муниципальных выборах. Если глава муниципального образования избран представительным органом из своего состава, можно говорить только об отзыве его как депутата представительного органа. Прекращение полномочий депутата представительного органа в этом случае влечет прекращение полномочий главы муниципального образования.
Федеральным законом не предусматривается возможность возникновения ситуации, при которой глава муниципального образования, избранный представительным органом из своего состава, может помимо собственного желания утратить полномочия главы, сохранив при этом полномочия депутата.
Это означает, что нарушается сформулированный в ч. 5 ст. 36 Федерального закона принцип подконтрольности главы муниципального образования представительному органу.
Такую ситуацию едва ли можно объяснять соображениями стабильности и независимости от политической конъюнктуры. Представительный орган местного самоуправления должен иметь возможность прекратить досрочно полномочия избранного из своего состава главы муниципального образования. При этом, как справедливо отмечает А.А. Сергеев, "порядок досрочного прекращения полномочий не может быть более простым, чем порядок избрания этого лица" .
--------------------------------
Сергеев А.А. Проблемы конституционно-правовой ответственности выборных лиц государственной власти и местного самоуправления // Правоведение. 2003. N 3. С. 59.

Уже упомянутым проектом Федерального закона, который внесен в Государственную Думу ФС РФ Государственным Советом Удмуртской Республики, предлагается также дополнить перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. В случае если глава муниципального образования избран из состава представительного органа, то согласно предлагаемому законопроекту полномочия такого главы могут прекращаться на основании решения этого же представительного органа. При этом предлагается применять порядок досрочного прекращения полномочий более сложный, чем порядок избрания: решение о досрочном прекращении полномочий главы должно приниматься большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.
Возражения вызывает только предлагаемый способ установления оснований для принятия такого решения путем внесения их в устав муниципального образования. Представляется, что такие основания должны определяться на законодательном уровне.
Об одном условии несовместимости мандата главы муниципального образования. Часть 7 статьи 40 Федерального закона определяет, что осуществляющие на постоянной основе свои полномочия депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Распространяется ли данное ограничение на главу муниципального образования, который избран представительным органом из своего состава?
Часть 1 статьи 2 Федерального закона определяет понятия "должностное лицо местного самоуправления" и "выборное должностное лицо местного самоуправления". Должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При этом выборным должностным лицом признается только должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.
Глава муниципального образования в рассматриваемой правовой конструкции избирается не на муниципальных выборах, а представительным органом из своего состава. По контракту он, естественно, на должность также не принимается.
Таким образом, глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа, не подпадает под определение понятия "должностное лицо местного самоуправления". Глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, является согласно соответствующим определениям должностным лицом местного самоуправления. При этом как один, так и другой глава муниципального образования в силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона являются высшими должностными лицами муниципального образования.
Не ясно, в чем же разница между должностным лицом местного самоуправления и должностным лицом муниципального образования? В случае если глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа, оформлен для работы на постоянной основе именно как глава, а не как депутат представительного органа, имеет ли он право заниматься предпринимательской деятельностью?
Подобные вопросы могут и должны быть решены путем внесения необходимых уточнений в понятийный аппарат Федерального закона.
Состояние правового регулирования вопросов, связанных со статусом главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления, требует совершенствования. В литературе отмечено, что ключевая роль главы муниципального образования, "возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования", обусловливает острую актуальность правовых аспектов статуса этой должности . Соответствующая проблематика сегодня, как и другие вопросы муниципального права, является темой активной дискуссии. Например, прозвучало сомнение в целесообразности существования должности главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования .
--------------------------------
Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003. С. 215.
Пылин В.В. Некоторые аспекты реформирования муниципальной службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 7. С. 34.

Не считая последнюю точку зрения достаточно убедительной, все же приходится признать, что положения Федерального закона о главе муниципального образования и выборных должностных лицах местного самоуправления оставляют слишком много вопросов без ответа.
Как справедливо отмечает В.И. Васильев, Федеральный закон урегулировал статус выборного должностного лица местного самоуправления "чересчур кратко и с явными пробелами" . Важность этой темы неоднократно получала подтверждение. Специалистами отмечались слабость механизма ответственности и недостаточность гарантий деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления .
--------------------------------
Васильев В.И. О полноте статуса муниципального выборного лица // Журнал российского права. 2005. N 12. С. 128.
Стенограмма парламентских слушаний на тему "Вопросы реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": правовое обеспечение и правоприменительная практика", Москва, 19 мая 2005 года. С. 102 - 103, 141; стенограмма выездного расширенного заседания Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, г. Иваново, 11 октября 2006 года. С. 22, 33 - 34, 65; стенограмма парламентских слушаний на тему "О проекте Федерального закона N 312460-4 "О муниципальной службе в Российской Федерации", Москва, 16 октября 2006 года. С. 71 - 72, 75.

Представляется, однако, что недостатки правового регулирования статуса выборных должностных лиц в целом и главы муниципального образования в частности не ограничиваются проблемами ответственности и гарантий деятельности.


{button_sps} [skazali]{lang_thanks}:
{thanks} [/skazali]

Другие новости по теме:
  • ОПЛАТА ТРУДА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ ОПРЕ ...
  • ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ ...
  • К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ В СИСТЕМЕ УП ...
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  •  
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    Комментарии (0)   Распечатать
     
         
      Информация  

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

         
        Панель управления  
     
    Логин
    Пароль
     
     
         

        Календарь  
     
    «    Октябрь 2008    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
     
         

        Архив  
      Октябрь 2008 (106)
    Сентябрь 2008 (252)
    Август 2008 (100)
    Июль 2008 (200)
    Июнь 2008 (705)
    Май 2008 (316)
    Апрель 2008 (661)
    Март 2008 (886)
    Февраль 2008 (1075)
    Январь 2008 (1276)
    Декабрь 2007 (381)
    Ноябрь 2007 (843)
    Октябрь 2007 (506)
     
         

        Опрос  
     
    Нравится ли Вам новый дизайн и движок сайта

    Да
    Нет
    Мне все равно
     
         

        Статистика  
      Сейчас на сайте:
    Пользователей: 0
    Отсутствуют.

    Роботов: 3
    YahooAlexa
    Googlebot

    Гостей: 19
    Всех: 22

    20ка посетивших:
    Пользователей: 20
    333 AndryuhaT
    aroma008 Djimmy
    fallen-forever figi
    finnito FOX
    lammas logen
    meloman1960 nikbyr
    Omon_51 peper
    studentserezhka tnt-2008
    vasek6713 violer
    yanserg ymp69

     
         

        Реклама  
     

    QLE 120x240
     
         

        Реклама  
       
         

        Реклама  
       
         

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое!